Восьмой пассажир
Фильм «Чужой» (Alien) 1979-го года выпуска стал своего рода глобальным событием в рамках научной фантастики. Фильм рассказывает историю семи человек экипажа космического буксира «Ностромо», которые принимают неизвестный сигнал извне, предположительно, сигнал о помощи. Команда совершает посадку на неисследованной планете. В ходе экспедиции один из членов экипажа вошёл в контакт с неземной формой жизни: некое существо набросилось на астронавта, обвило своим хвостом его шею и прицепилось к лицу, введя свою жертву в состояние стабильной комы. Последовавший за этим конфликт в команде осложняется тем, что на борту внезапно появляется «восьмой пассажир». В связи с этим представляю вашему вниманию макет от Sideshow Collectibles под названием Alien ‘Big Chap’.
Alien ‘Big Chap’ (Alien)
Высота: 71 см.
Производитель: Sideshow Collectibles
Номер экземпляра: 0369
Дата выпуска: 2012-й год
Персонаж:
Ксеноморф ростом под два с небольшим метра выполнен, как биомеханическое существо с уникальным защитным механизмом в виде кислотной крови. Он приспосабливается фактически к любой среде обитания и является крайне агрессивной формой жизни.
Чтобы повзрослеть, ксеноморф должен пройти несколько этапов жизненного пути. Вначале это яйцо с лицехватом (The Face-Hugger) внутри, своего рода паразит, который ожидает носителя. Почувствовав потенциального носителя, лицехват выпрыгивает из яйца и оплодотворяет его. Развившись до небольшого размера внутри живого организма, существо, названное грудоломом (The Chest-Burster), вырывается из тела носителя путём проламывая грудной клетки. Далее оно вырастает в большую особь. Съёмочная группа прозвала взрослого ксеноморфа Большой Парень (The Big Chap). Также на съёмках его называли здоровяк (The Big Fellow).
История…
Персонаж был придуман Дэном О’Бэнноном (Dan O’Bannon) в середине 70-х и изначально не имел внешности. Точнее, он должен был быть невидимым для человека. В основном эта задумка посещала Дэна из-за того, что, по его мнению, за последние годы в научной-фантастике все темы уже были исчерпаны. Потому невидимая угроза казалась более логичной, хотя такая задумка, скорее всего, была навеяна популярным фантастическим фильмом «Запретная планета» (Forbidden Planet) 1956-го года. Где некое невидимое чудовище питалось негативными эмоциями одного из героев.
Ещё одним из источников вдохновения Дэн назвал комикс из серии «Безумная наука» (Weird Science) от издательства «EC Comics». Это был выпуск 1951-го года под названием «Семена Юпитера!» (Seeds of Jupiter!) от художника и писателя Альберта Фельдштейна (Albert Feldstein). По сюжету на палубу авианосца с неба падает шар, в котором оказываются некие семена. Некий матрос по неосторожности проглатывает одно из этих семян, затем умирает на операционном столе, а из него вылупляется осьминогообразное чудовище.
В конечном счёте сценарий под названием «Звёздный зверь» (Star Beast) был отложен. Именно ему и уготована судьба стать «Чужим».
О’Бэннон снова задумался о продолжении истории, когда он был приглашён в проект Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) «Дюна» (Dune). Дэн увидел работы приглашённого художника Ганса Гигера (Hans Giger), который работал над декорациями к будущему фильму. Картины настолько поразили О’Бэннона, что в дальнейшем он не мог представить в своём собственном фильме ничего другого, кроме монстра Гигера.
В 1975-м проект Ходоровски развалился, и Дэну пришлось дописывать свой сценарий, так как на тот период у него не было постоянной работы и дохода. Вдохновлённый работами Гигера О’Бэннон дописал историю и был готов работать дальше. После многочисленных поисков, неурядиц и удач проект сформировался в более полную картину.
С приходом Ридли Скотта дела пошли ещё лучше, так как он сумел уговорить продюсеров расширить бюджет. Затем О’Бэннон показал новому режиссёру рисунки Гигера в книге Necronomicon, что в итоге вылилось в прямое сотрудничество с художником.
До Ганса Гигера своё видение монстра представил и Рон Кобб (Ron Cobb), присоединившийся к проекту раньше. Но его существо было слишком приземлённым и больше похоже на животное из какого-нибудь зоопарка. Видение Гигера больше напоминала кошмарный сон, и это идеально подходило к концепции.
Ридли Скотт обратился к Гигеру с просьбой использовать образы из его книги. Выбор пал на картины под названием Necronom IV и Necronom V. По словам Скотта, они были одновременно и пугающими и красивыми.
Гигеру была дана свобода творчества, и он был готов приступать к работе. После своих первых набросков, уже в сентябре 1977-го года, художник выдал рисунок существа с продолговатой головой, худощавым телом и большими чёрными глазами. Позднее глаза были убраны, так как оказались похожи на большие чёрные очки. К тому же, отсутствие глаз придало персонажу более зловещий вид.
Под влиянием преисполненных ярко выраженного эротизма работ художника, Ридли Скотт хотел, чтобы существо было женского пола. По мнению режиссёра, сама по себе схватка двух женщин предавала истории сексуальный оттенок. По задумке существо должно было быть очень высоким, следственно, требовалась очень высокая актриса худощавого телосложения. Чтобы придать персонажу женственности было отсмотрено немало моделей, но затея не увенчался успехом. Потом появилась идея задействовать акробатов, чтобы сделать существо элегантным и гибким, но и эта идея оказалась тупиковой. Начали ходить разговоры об использовании просто худого актёра или каскадёра, а остальное можно было бы доработать комбинированными съёмками.
Но судьбоносная встреча совершилась в одном из лондонских пабов, когда агент по подбору актёров Питер Арчер (Peter Archer) заприметил худощавого паренька ростом два метра. Это был Боладжи Бадеджо (Bolaji Badejo), 26-ти летний студент из Нигерии, на тот момент он обучался дизайну в Лондоне. Боладжи сразу согласился на предложение сняться в кино. В последствии он даже посещал курсы пантомимы, чтобы изящнее двигаться в костюме.
Впоследствии Скотт и Гигер сошлись во мнении, что существо может быть гермафродитом, сочетая в себе мужчину в обличии женщины. Когда все детали были уже оговорены, наступила очередь создания макета ксеноморфа. На эту работу был утверждён Роджер Дикен (Roger Dicken). Взяв за основу всего лишь идею рисунков Гигера, Роджер решил добавить своего творческого взгляда. Когда Гигер увидел макет Дикена, он охарактеризовал его, как «динозавра из Диснейленда».
После этого инцидента и последовавшей за ним небольшой стычки с Дикеном, Гигера назначили ответственным за скульптуру ксеноморфа. В работе художник задействовал множество посторонних предметов вроде водопроводных труб, ветеринарных приспособлений и медикаментов, костей, шлангов и даже настоящего человеческого черепа, скрепив всё это пластилином. Теперь монстр выглядел в точности как и полагалось по задумке.
Поначалу Ридли Скотт предлагал сделать кожу Чужого прозрачной, дабы показать кровеносную систему и другие органы монстра. Но вся затея обернулась бы тем, что зрители увидели бы актёра внутри костюма, тем самым испортив себе впечатление.
Для создание механической головы, для обеспечения работоспособность челюсти и выдвижного языка с зубами на конце, был приглашён Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi).
Создание образа подходило к концу и оставалось добавить всего лишь несколько штрихов. Чтобы противостоять людям, Чужому потребовался защитный механизм, дабы он не мог быть убит или ранен. Идею о кислотной крови высказал как раз Рон Кобб. Задумка показалась логичной, ведь если существо истечёт кровью, то испортиться обшивка корабля и произойдёт разгерметизация. Следственно, единственный выход для команды — выбросить ксеноморфа в открытый космос.
С подачи Гигера существо было наполовину механическим и наполовину биологическим, что создавало особую эстетику. В конечном счёте, стараниями многих людей получилось безжалостное и агрессивное чудовище, невиданное никем ранее. Хотя в одном из интервью Дэн О’Бэннон описывал ксеноморфа, как существо давно вымершей расы, которая способна прожить около двух сотен лет. Чужой просто попал во враждебную обстановку. По задумке О’Бэннона, если бы ксеноморф продолжал расти, то в последствии он перестал бы быть агрессивным, стал бы интеллектуальной особью, способной мыслить, создавать предметы искусства, заниматься архитектурой, религией и наукой. Но, к сожалению, сразу после своего появления на свет, будучи необразованным и неопытным, он попал в тесные коридоры и принялся уничтожать все опасные по его мнению объекты окружения. Этими объектами как раз и оказался экипаж траулера Ностромо. В дальнейшем эту идею не приняли во внимание, и оригинальный Чужой так и остался нераскрытым персонажем, перекочевав из стана разумных существ в лагерь насекомообразных монстров.
Коробка:
Макет поставляется в большом тёмном коробе, защищённом стандартной коричневой транспортировочной коробкой от Sideshow.
В ней, оформленный фотографиями макета, основной короб в тёмных тонах. Сам экспонат лежит между двух блоков пенопласта, которые сохраняют его в целости и сохранности во время транспортировки.
На одной из сторон пенопласта есть небольшая крышка, под которой лежат хвост и подставка. Следует быть осторожнее, так как крышка может открыться во время распаковки и детали могут вывалиться. Внутри располагается сам макет и две его руки.
Сборка:
Из отделённых частей у макета всего лишь хвост, руки и подставка. Сперва экспонат следует установить на подставку при помощи длинного квадратного в сечении стержня на правой ноге, который входит в паз в подставке.
Остальные детали быстро и без усилий крепятся на магниты в шипах конечностей, которые вставляются в пазы на теле.
Размер (масштаб):
У Sideshow Collectibles не всегда случается совпадение размеров масштабных экспоната с оригиналом. Фирма периодически не указывает масштаб своих макетов, так что порой приходиться руководствоваться лишь данными с официального сайта, самостоятельно сопоставляя размеры персонажа и его воплощения в полистоуне. В этот раз соотношение макета и оригинала приходится проверять именно таким путём.
В интервью журналу «Cinefantastique» 1979-го года Боладжи поведал, что его рост составляет шесть футов и десять дюймов (6’10 = 208 см), а в костюме Чужого он увеличился до семи футов (7’ = 213 см). При расчёте роста макета нужно учитывать позу существа. К примеру, если Чужой полностью выпрямиться, то его рост будет примерно равен семидесяти одному сантиметру (71 см = 28 дюймов; замер сделан с использованием портновского сантиметра). Разделив рост Боладжи в костюме ксеноморфа на три (213 : 3 = 71), получится почти тот же самый рост, что и при измерении макета без подставки. Фактически можно сказать, что макет Чужого выполнен в честном масштабе 1/3.
Скульптура и покраска:
Со слов Ганса Гигера в качестве деталей для тела ксеноморфа были использованы подручные материалы наподобие мусора, настоящих костей животных, труб и различных проводов. Sideshow попытались воплотить подобные элементы и в своём экспонате.
Голова:
Голова существа являлась гордостью Гигера. Она подчёркивает элегантность и уникальность создания своей продолговатой формой. Она выполнена в стиле биомеханических существ художника. Макушку покрывает прозрачный купол. Он аккуратно и плавно повторяет очертания черепа, немного огибая его и расширяясь по бокам, заканчиваясь на затылке и охватывая его. По задумке Гигера голова должна была заканчиваться формой головки мужского полового члена, но настоянию Ридли Скотта от этой идеи отказались.
В целом форма головы близка к оригиналу. Главными недостатками для глаза, привыкшего к оригиналу, окажутся частично иные формы купола и очертаний самой головы.
Голова макета немного уже, чем в оригинале. Купол кажется чуть меньше и за счёт того, что гофрированный провод, находящийся на стыке с прозрачным покрытием, у макета значительно выпирает наружу, в то время, как у оригинала он находится чуть ли не внутри купола, имеет большую длину. У оригинала это визуально увеличивает прозрачный купол, покрывающий большую часть головы.
Также легко заметно неверный «охват» головы куполом. В оригинале используются угловатые изгибы, повторяющие крупный череп под прозрачным покрытием. У макета большая часть изгибов сглажена и уменьшена в размере.
Ещё одной особенностью внеземной формы жизни является вполне земной человеческий череп спаянный с черепом внеземным. У механической головы он немного деформирован и изменён. Продолговатая теменная часть переходит в дугу с ярко выраженным хребтом по центру, впадинами по бокам и тонкими проводками, тянущимися по макушке до затылка.
По периметру всей головы, начинаясь под носом и заканчиваясь ближе к затылку, голову окаймляет гофрированная трубка. Всё это покрывает прозрачный купол, который у макета от Sideshow затемнён краской. Чтобы разглядеть сходство оригинального черепа с макетом, придётся всмотреться в мутный подкрашенный изнутри пластиковый купол.
Для примера можно взять фото макета без купола на стадии покраски. На них видно, что достаточно верно отображены и небольшие трещинки, и пустые глазницы немного разных размеров, и частично цветовая гамма.
Зубы ксеноморфа похожи на металлические. Кожа, покрывающая челюсть и губы существа, выглядит рваной, составленной из различных лоскутков. В действительности она сделана из латекса. Ну а если совсем в действительности, то из презервативов… Когда ксеноморф раскрывает рот, то жилы и мышцы напрягаются, плоть становится почти прозрачной. Кожа макета сделана полностью из полистоуна и выкрашена в серый цвет с коричневым оттенком (в оригинале она должна быть чёрной). Форма мышц в целом соответствует оригиналу, но они сделаны реже, нежели должны быть. Зубы серебристые и схожи по форме с оригиналом.
Изо рта ксеноморфа выезжает длинный язык прямоугольной формы. На конце языка имеется небольшая челюсть с серебристыми зубами. У макета язык виден наполовину, но можно сказать, что по форме и цвету они очень близки к первоисточнику. Нижняя челюсть экспоната немного выдаётся вперёд относительно оригинала.
Также голова обладает и множеством мелких деталей. Из скул выходят толстые гофрированные шланги. К центру головы они проходят через разводки, после которых трубок становится две с каждой стороны: гладкие идут поверху, а гофрированные — понизу. Обе заканчиваются в затылочной части. В оригинале разводка более плавно сходится в начале и в конце, нежели у макета. Такие же трубки выходят из нижней челюсти прямо за плечи, у макета они сделаны из умеренно мягкого материала и входят в основание спинного «язычка». Шланги разных диаметров имеются на шее и под скулами. Две большие гофрированные трубы вставлены по бокам прямо под куполом. На шее и под подбородком есть вставки из ребристой резины. В остальном можно отметить, что текстура кожи макета намного более гладкая, чем у оригинала, который снабжён большей детализацией.
Затылочная часть всё ещё напоминает мужской половой орган. Эта область макета довольно близка к оригиналу.
Тело:
Тело существа выглядит не менее агрессивно, чем его голова. Но тут приходится мириться с тем, что Sideshow убрали большую часть складок, которые образовались на костюме в результате сращивания разных деталей. Для кого-то эти складки являются элементом образа и неотъемлемой частью ксеноморфа, а для кого то — просто излишки производства без которых вполне обойтись.
Грудная клетка, спина и руки:
На торсе ксеноморфа как будто надет корсет из рёбер. Всего их четырнадцать: по шесть штук с обеих сторон, уходящих от грудины слегка вниз, и по два ребра, поднимающихся на плечо. Ключица переходит в массивные дуги, уходящие за плечи. На внутренних поверхностях этих дуг есть изогнутые ребристые участки и выпуклые полоски.
У макета данная область сглажена и упрощена. Отсутствуют некоторые мелкие детали в виде углублений и выемок на плечах. Очертания рёбер и грудины чище, отчего макет кажется немного скуднее оригинала. Хотя при всей своей стерильности и отсутствии грубых текстур оригинала, на грудной клетке можно легко разглядеть маленькие округлые элементы с тремя отверстиями.
На спине ксеноморфа находятся четыре изогнутые трубы с ребристыми вставками и небольшими углублениями на концах. Тут же расположен «язычок» для балансировки головы. На нём сверху и снизу присутствуют небольшие наросты напоминающие змеиные кости. Данное подобие непокрытого кожей позвоночника спускается между трубами от «язычка» до самого хвоста. В целом макет повторяет эту концепцию, но его элементы изрядно преувеличены.
Руки не менее детализированы, чем тело. Они также декорированы проводами от плеч и до запястий. На плече, предплечье и локтевом сгибе у ксеноморфа имеются ребристые вставки. На внутренней части руки — две гладкие выемки. На тыльной стороне локтей есть длинные наросты, выходящие чуть выше локтевого отростка.
На многих кадрах, когда Боладжи в костюме Чужого, можно заметить складки на предплечьях возле запястий. По большому счёту они не видны, когда в костюме дублёр Эдди Пауэл (Eddie Powell).
Руки не менее детализированы, чем тело. Они также декорированы проводами от плеч и до запястий. На плече, предплечье и локтевом сгибе у ксеноморфа имеются ребристые вставки. На внутренней части руки — две гладкие выемки. На тыльной стороне локтей есть длинные наросты, выходящие чуть выше локтевого отростка.
Кисти рук обладают ребристыми вставкам и уже знакомым по грудной клетке округлым элементам с тремя выемками, которые расположены на костяшках пальцев. На каждой кисти по шесть пальцев с острыми, прозрачными ногтями.
Для макета кисти рук сделаны довольно детализировано, даже ногти выкрашены на манер ногтевых пластин. Одним небольшим отличием макета от оригинала являются видимые из под кожи гофры на фалангах с внутренней стороны кисти. В оригинале гофры раскрыты по всей длине пальцев, у макета их не хватает на ногтевых фалангах.
Живот и ноги:
На стыке соединений грудной клетки и живота заметны складки, которые не являются частью образа и в действительности их не должно быть видно.
Шланги и трубки, которые спускаются по всему телу лучше всего видно именно под рёбрами. Вся «проводка» будто бы утоплена в плоть, показываясь лишь частично. Самая толстая гофра уходит в тело ксеноморфа в районе пупка, по бокам от неё есть две трубки поменьше. На гребнях подвздошных костей торчат два круглых среза, по одному с каждой стороны. Под ними сделаны рёберные вставки, расположенные вертикально в ряд по три с обеих сторон. По бокам таза расположены по три круглых элемента с точкой внутри. Паховая область частично покрыта кожей, ребристыми вставками и трубками. Ниже находится вульва, декорированная гофрами. Зад ксеноморфа почти гладкий за исключением выпирающего хребта, спускающегося по копчику.
По большей части макет соответствует оригиналу своей детализацией живота, паха, зада. Но некоторые элементы немного увеличены относительно первоисточника. Хотя в этом немалую роль играет излишняя худоба макета.
Ноги, как и руки снабжены гофрированными трубками, которые непрерывно спускаются до самых стоп взяв своё начало в районе грудной клетки. Сзади и спереди у ксеноморфа наблюдаются вырезы в коже, куда помещено ребристое покрытие. На коленях по внешней стороне располагаются маленькие цилиндрообразные срезы. Поперёк ахиллова сухожилия вставлены брусочки, по три на каждой ноге.
В принципе, детали макета не далеко отошли от положенного в оригинале. Одним из немногих заметных отличий является ребристая кожа на икрах, которая разделена гофрированным проводом. Ближе к внутренней части голени складки сменяются гладкой поверхностью.
Ступни ксеноморфа, как и его тело, декорированы ребристой поверхностью на внутренней части стопы и гофрами на пальцах, которых всего четыре. Ногти, как и на руках, длинные и слегка прозрачные. Щиколотки расположены только на наружной части стопы и имеют специфическую форму круга с тремя маленькими кружками внутри. На пятках существа присутствуют раздвоенные шпоры. Если приглядеться внимательнее, то на верхней части рядом с пяткой можно увидеть бугорки похожие на человеческие зубы.
Ступни макета во многом повторяют свой прототип из фильма. Есть небольшое отличие в виде укороченных шпор.
Хвост:
Хвост существа состоит из позвонков и фактически полностью напоминает оголённый хребет с внешней стороны. На внутренней стороне идёт концептуальное повторение ребристых вставок, которые наблюдаются по всему телу. На конце хвоста есть небольшое жало, которое изначально задумывалось, как мужской половой член (дабы подчеркнуть гермафродитизм ксеноморфа).
Существенных различий хвоста макета от оригинала не наблюдается. Он в меру длинный и в меру детализирован, но немного тонковат возле копчика.
Подставка:
В подставке явно угадывается элемент интерьера Ностромо, точнее, его длинных коридоров. В данном случае это небольшой отрезок пола и часть дверного проёма позади ксеноморфа. Детализация по бокам подставки является фантазией на тему частей дизайна интерьера космического корабля.
На обратной стороне поставки красуется логотип из фильма «Чужой», фотография прототипа макета и его порядковый номер в тираже.
Поза:
Для макета выбрана весьма спокойная и в меру динамичная поза. Ксеноморф подвижен и немного нелеп в своём амплуа. Но это не сильно идёт в разрез с образом, так как данная поза даёт рассмотреть почти все детали на теле ксеноморфа и оценить его многогранность. Разумеется, можно было бы отодвинуть правую руку подальше от «лица» или сделать её слегка опущенной, чтобы избежать столь несвойственной ксеноморфу позы. Можно было бы сделать левую руку с иным наклоном, она смотрится слишком симметричной относительно корпуса.
Конечно, поклонники предпочли бы увидеть уже полюбившиеся позы с различных промо-кадров или из моментов фильма, так как они полностью подчёркнули бы образ и элегантность Чужого. Поэтому Sideshow вряд ли остановятся на достигнутом и ещё подарят нам возможность приобрести другие экспонаты по мотивам данного существа.
Резюмируя, хочется сказать, что в целом макет больше похож на модель, которую Гигер изначально создал для фильма. Макет от Sideshow такой же худой и более ровный, так как Гигер аккуратно разглаживал пластилин, из которого состояло тело Чужого. Не забываем и то, что костюм на актёре регулярно мялся и рвался. Вопреки всем недостаткам нужно заключить, что в данном масштабе экспонату от Sideshow нет равных по исполнению. Да и вряд ли будет, если учесть, что одна и та же ошибка с куполом повторяется раз за разом у всех производителей. Хотя это и не исключает возможны чудес. В любом случае, макет Большого Парня от Sideshow смотрится очень органично и величественно.